Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 

ЭЗОТЕРИКА

КРАСОТА И ЗДОРОВЬЕ

Духовное развитие

Личный кабинет мастера
Страницы: 1
Лекция 1. Происхождение и школы джйотиша
 
Если вы хотите узнать полностью достоверную историю развития индийской астрологии, то могу вас разочаровать – вы не узнаете ее никогда. Сколько бы вы не искали подобную информацию в Интернете, в специализированной литературе или иных умных книгах, вас ждет только разочарование и ваш разум породит только еще больше вопросов по данному поводу. Кто-то считает, что джйотиш – не иначе как божественное откровение, переданное нам великими мудрецами древности (махариши). Другие считают его не более чем заимствованием у других цивилизаций, в частности – греческой, т.е. неким вариантом «культурного воровства». Мы же с вами будем рассматривать ведическую астрологию именно в таком варианте, в каком она была мне представлена моим учителем джйотиша: пласт знаний, базирующийся на местных индийских традициях астрономии и астрологии, органично впитавший и доработавший знания других цивилизаций по данным вопросам.
 
Главным доводом сторонников теории заимствования служит то, что первые письменные источники джйотиш-шастры (науки о джйотише) появляются только после греческого завоевания некоторых областей Индии. Так, самый древний астрологический трактат на санскрите «Яванаджатака» («Высказывания греков»), написанный Спуджидхваджей в 269—290 годах и являющийся переводом ныне утерянного греческого трактата Яванесвары. Но почему-то мало кто обращает свое внимание на один очень важный факт – абсолютно все знания в древности было принято не записывать, а передавать из уст в уста, от учителя к ученику, и так было многие сотни и даже тысячи лет. Знания специально не записывались по множеству причин, догадаться о которых не так уж и сложно. Главная из этих причин – развитие памяти. Записывание информации, как собственно говоря и молчаливое чтение, не так способствуют запоминанию этой информации, как ее произнесение, либо чтение вслух – вы можете убедиться в этом самостоятельно. Но не будем вдаваться в подробности индийских методов обучения и передачи знания, а вернемся к теме нашего сегодняшнего занятия. Давайте все же попытаемся представить историю джйотиша и его направлений.
 
Джйотиш-шастра является одной из веданг – вспомогательных ведических наук. К ведангам также относят и аюрведу, которая многим вам известна (и которая, надеюсь, еще будет подробнее освещена мною в лекциях на данном форуме), и другие ведические науки. Первоначально джйотиш-веданга предназначалась для расчета и предсказания периодически повторяющихся явлений, таких как затмения, равноденствия и другие. В послеведический период астрология получила большое развитие за счет достижений в математике и астрономии. К тому времени также было накоплено большое количество наблюдений за связью между положением планет и параметрами жизни на нашей земле. Отдельные ветви (скандхи) джйотиша скорее всего сформировались как раз в этот поистине золотой век:
 
- Ганита-скандха – астрономические и астрологические вычисления.
- Самхита-скандха – наблюдения за знамениями и особыми условиями, основание городов и постройка домов, экономические циклы, землетрясения, наводнения и т.д.
- Хора-скандха – составление и интерпретация гороскопов.
 
Также джйотиш делится на шесть других ветвей:
 
- Гола – сферическая астрономия и непосредственно наблюдательная астрономия.
- Ганита – астрономические и астрологические вычисления.
- Джатака – натальная астрология (астрология рождения).
- Прашна – ответы на вопросы по гороскопу, составляемому на момент задания вопроса; хорарная астрология.
- Мухурта – выбор благоприятного момента для начала какого-либо дела; элективная астрология.
- Нимитта – толкование знамений.
 
Не будем сильно заострять внимание специфике данных разделов. Информацию о них я выложу позже для вашего ознакомления. Также джйотишу родственны такие три науки как нумерология (санкья-шастра), физиогномика (самудрика-шастра) и хирология (хаст-самудрика-шастра). Не удивляйтесь, если ведический астролог даже не попросит вас назвать вашу дату рождения для того, чтобы ответить на ваш вопрос, а просто взглянет на вашу ладонь. Эти науки часто называют «сестрами» астрологии. А сейчас поговорим о исторически сформировавшихся школах джйотиша.
 
Существует пять основных школ джйотиша, отличающиеся друг от друга характерными особенностями. Рассмотрим их подробнее.

Парашари-джйотиш. Эта традиция относится к мудрецу Парашара Муни и его энциклопедическому труду «Брихат-Парашара-Хора-шастра», ставшему основной книгой данной школы и, фактически, учебником по джйотишу для всех современных ведических астрологов. Другие известные работы, такие как «Саравали», «Пхаладипика», «Джатака-париджата» являют собой продолжение и развитие данной системы. Одним из известнейших мудрецов, чьи дошедшие до нас труды «Брихат-джатака» и «Брихат-самхита» относятся к этой же школе, был Варахимихира. Эта традиция наиболее распространена и мы с вами также будем изучать джйотиш именно согласно школе Парашари.
 
Джаймини-джйотиш. Работа Махариши Джаймини «Джаймини-сутры» лежит в основе данной системы. Во многом учение данной школы совпадает со школой Парашари, но имеет свои особые методы истолкования гороскопов. Эта школа очень малочисленна, как и ее труды.
 
Нади-джйотиш. Эта школа джйотиша остается загадкой по сей день. Говорят, что некогда люди стали настолько искушенными в вопросах джйотиша, что научились составлять гороскопы еще не рожденных на этот свет людей. Данные гороскопы были записаны на пальмовых листьях, объединены в большие библиотеки, и по сей день сохраняются определенными семьями, а искусство их истолкования передается их поколения в поколение уже многие века. Мне известен один из представителей этой линии, живущий в Бангалоре (южная Индия). Полный текст таких гороскопов, согласно традиции делится на четыре части. Первая - бхала пхала – содержит сведения о карьере, финансах, браке, детях и здоровье. Вторая – йога кханда – социальные, политические и научные достижения человека. Третья – карма кханда – события прошлой жизни, создающие препятствия в этом воплощении. И четвертая – шанти кханда – методы коррекции негативных влияний и поступков, подходящие для конкретного человека. Отмечу один факт, на который указывают многие, кто обращался к нади-астрологам: предсказания нади оказываются чрезвычайно точны в отношении прошлого субъекта, но в отношении будущего – не так точны в деталях, но в целом верны.
 
Таджика-джйотиш. Эта школа является смесью арабской («таджика» на санскрите означает «арабский») и традиционной индийской астрологии. Эта школа возникла сравнительно недавно, в XVI веке, когда ее основатель, Нилакантха Дайваджня, написал свой синкретический трактат. По имени своего основателя эта школа часто также именуется нилакантха-таджика.
 
Тантра-джйотиш. О происхождении данной школы вообще ничего невозможно сказать. Данная школа является наиболее мистической и зачастую именуется «гороскопом без гороскопа», так как ее адепты чаще прибегают к таким методам, как ясновидение, яснослышание, чтение знамений, заклинания и прочим именно магическим приемам. Как таковых полноценных трактатов на данную тему нет, а отдельные методы могут быть найдены пытливыми умами в разнообразных тантрических текстах.
 
В данной лекции мы с вами ознакомились с происхождением джйотиша и его основными школами. В следующей лекции я постараюсь кратко и доходчиво представить философию джйотиша, так как без понимания основ философии и мировоззрения данной системы, невозможно полноценное ее познание.
 
© Джехути
14.02.2014
Изменено: Джехути - 14.02.2014 02:33:33
"То, что находится внизу, соответствует тому, что пребывает вверху; и то, что пребывает вверху, соответствует тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи"
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)
Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти