Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 

ЭЗОТЕРИКА

КРАСОТА И ЗДОРОВЬЕ

Духовное развитие

Личный кабинет мастера
Страницы: 1
Лекция 2. Философия джйотиша
 
Как я уже сказал в конце первой лекции, невозможно полностью познать джйотиш без знания основ философии и мировоззрения данного учения. Сегодня я дам вам те необходимые азы, которые помогут вам на пути постижения «науки света». Предупрежу сразу, что тема эта очень сложная, но я попытаюсь передать ее максимально упростив для вашего понимания. Как говорил один из выдающихся древних индийских астрологов: «Когда вы научитесь видеть джйоти (свет), тогда вы станете джйотиши (астрологом)». Тут говорится и о умении видеть внешний свет, то есть свет звезд и планет, так и о умении видеть свет внутренний – свет джйотир-видьи (знания джйотиша).
 
Итак… Для начала нужно осознать один очень важный момент: джйотиш, как и любая другая из веданг (вспомогательных ведических наук), не может быть досконально изучен без знания санскрита. Все классические тексты джйотиш-шастры написаны на санскрите и передать полного значения этих текстов невозможно ни на одном из других языков, по причине скудности современных языков и прямолинейного образа мышления, присущего их носителям.
 
Но если с санскритом справиться не так сложно, особенно, для нас с вами – людей русскоговорящих (за счет большого количества общих корней слов), то с изменением типа мышления дело обстоит куда сложнее. Необходимо научится смотреть на вещи не линейно, а целостно – холистическим способом, ведь ни одно явление не происходит само по себе, а является следствием других изменений, которые в свою очередь также имеют определенные причины. К примеру, если у вас постоянно появляются угри на лице (не беря в расчет период полового созревания), то куда более верным средством будет не мазать их постоянно мазью от угрей, а выявить причину их возникновения, которая, возможно, кроется в проблемах вашего кишечника, а к ним в свою очередь привело неправильное питание. Так, изменив ваш рацион, в соответствии с вашим типом конституции, вы сможете избавиться от проблемы возникновения угрей навсегда, а не на время, как было бы, если бы вы боролись с этой проблемой напрямую. Такой подход и является холистическим. Я умышленно привел пример связанный с причинами возникновения заболевания, по той причине, что наиболее полно данный принцип применяется в аюрведе – еще одной науке-веданге, занимающейся вопросами лечения заболеваний, предупреждения их возникновения, а также общего оздоровления и омоложения организма. Джйотиш и аюрведа зачастую идут рука об руку и часто неотделимы друг от друга. Холистический подход описан в философии Санкхья, которая является основой абсолютно всех ведических наук. В чем-то система Санкхья похожа на иудейскую каббалу и в этом вы сейчас убедитесь.
 
О чем же она говорит нам? В начале не было ничего, только невыразимый и свободный от каких-либо качеств Брахман (Абсолют). Согласитесь, начало стандартное, как и во многих космогонических мифах других народов. И вот, этот самый Брахман решил познать самого себя. Для этого из Брахмана выделились полярные субстанции: Пуруша – мужского типа, и Пракрити – женского типа. При этом, в отличии от других дуалистических систем, как например система Ян и Инь, Пуруша не является активным и творящим, а скорее выступает в виде наблюдателя – познающего субъекта, активной же и творящей является Пракрити. В древних трактатах Пуруша часто описывается как безногий, сидящий на плечах у слепой Пракрити.
 
Пракрити обладает тремя качествами или на санскрите – гунами:
- саттва – гуна благости, основа разума, тонка, легка, светла и радостна;
- раджас – гуна страсти, основа энергии, активна, возбуждена, переменчива;
- тамас – гуна невежества, основа инерции, груба, апатична, аморфна и темна.
 
Все физические явления рассматриваются как проявления эволюции Пракрити.
 
Когда все три гунны находятся в равновесии (состояние именуемое на санскрите - самьявастха), то отсутствует какое-либо развитие. Когда под влиянием Пуруши это равновесие нарушается, начинается процесс образования мира объектов за счет различного комбинирования гун.  Первым появляется махат («великий») – Космический Разум, содержащий в себе семена всего проявленного мира и все законы природы. В человеке он присутствует как буддхи – интеллект. Еще раз повторюсь, что никакой современный язык не может передать полноты значений санскритских слов, так и в этом случае, буддхи будет означать высшую ипостась разума – волевую и оценочную, с помощью которой человек может познать Бога.
 
Затем возникает ахамкара – эго или «ложное Я» (в отличие от «истинного Я» - то есть Пуруши), с которого начинается процесс индивидуализации, и с которого начинает существовать различие между объектом познания и познаваемым субъектом.
 
Эго, в свою очередь, порождает обусловленный разум – манас. Тут следует отметить, что манас, будучи нашим самосознанием, создает вокруг нас защитное мысле-поле, в котором мы оказываемся ограниченными и связанными. Это приводит к нашему соединению с коллективным бессознательным – читтой – хранящей мысли всех ограниченных форм интеллекта. Из-за этой связи мы остаемся под влиянием скрытых тенденций и побуждений ранних стадий эволюции – животного царства и того, что было до него.
 
На этом же моменте возникают индрии – основы чувств и органы действий. И тех и других по пять. Пять органов чувств (буддхиндрия): звук (слух), касание (осязание), образ (зрение), вкус (вкус), запах (обоняние). Пять органов действия (кармаиндрия): язык (Сарасвати), руки (Индра), ноги (Вишну), органы опорожнения (Митра), органы воспроизведения (Варуна).
 
Ахамкара дает начало танматрам – тонким началам элементов: пространственность, воздушность, огненность, текучесть и твердость. Три гуны в свою очередь дают рождение пяти плотным элементам - махабхутам: акаше (эфиру), вайю (воздух), теджас или агни (огонь), ап (вода) и притхви (земля). Из этих самых махабхутов и состоит наша проявленная Вселенная.
 
Далее развиваются три доши – основные типы конституции человека. Концепция трех дош является ядром аюрведы – науки о здоровье. Из эфира и воздуха происходит вата-доша, из огня и воды – питта-доша, из воды и земли – капха-доша. Вата – сухая, холодная, легкая, подвижная, тонкая, твердая, шершавая, изменчивая и ясная. Это самая сильная из всех дош, но она же обладает и наибольшим потенциалом порождения болезней. Вата управляет всеми движениями и переносит питту и капху. Питта – горячая, легкая, текучая, тонкая, острая, вонючая, мягкая и ясная. Она управляет теплом, температурой и всеми химическими процессами в организме. Капха – холодная, влажная, тяжелая, медленная, тупая, неподвижная, гладкая, плотная и мутная. Она поддерживает субстанцию, вес и все связи в теле.
 
Дальнейшее развитие Пракрити – рассматривает по большей части аюрведа и их мы с вами будем изучать уже в лекциях по этой равновеликой ведической науке.
 
Так Пуруша познает себя, через различные проявления Пракрити. Конечно, это не полное представление о философии Санкхья, но этих основ вполне достаточно, чтобы начать воспринимать джйотиш как целостную науку. По ходу продолжения наших лекций вам станет ясно, зачем именно мы с вами коснулись данной темы. Если у вас возникнут вопросы (а они, я думаю, возникнут) – не стесняйтесь их задавать.
 
Что же касается кармы и ее связи с джйотишем, то это отдельная тема, которая будет дополнительно освещена в особой лекции.
 
В следующей лекции мы поговорим об астрономических основах в астрологической системе джйотиша.
 
© Джехути
14.02.2014
"То, что находится внизу, соответствует тому, что пребывает вверху; и то, что пребывает вверху, соответствует тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи"
 
Здравствуйте,Джехути! Решила заново прочитать ваши лекции, и у меня возник вопрос: как распределяли органы действий и Богов,отвечающих за них? "Пять органов действия (кармаиндрия): язык (Сарасвати), руки (Индра), ноги (Вишну), органы опорожнения (Митра), органы воспроизведения (Варуна)" То есть почему, допустим,Бог Вишну, отвечал за нижние конечности, или Полубог Индра отвечал за руки? где это можно прочитать?
Изменено: Valentina - 18.02.2014 15:06:36
Стремись делать то, что порождает благие последствия, и остерегайся даже незначительных неблагих действий.
 
Valentina, не думаю, что именно на этом стоит заострять внимание в данной лекции. Я привел только один из вариантов подобного распределения. На деле таких вариантов может быть куда больше. Мне больше по душе распределение таттв согласно пяти ликам Шивы, но для более простого понимания вопроса людьми малосведущими в индийской понятийной системе, я привел именно такой список. Для раскрытия секрета последовательности вам следует найти связь органов действия (кармаиндрий) и махабхутов (элементов), и отсюда легко выводится взаимосвязь с божествами.
"То, что находится внизу, соответствует тому, что пребывает вверху; и то, что пребывает вверху, соответствует тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи"
 
Valentina, к тому же, исходя из самой банальной символики богов: Сарасвати - речь и знания, тут все понятно; Индра - Царь Богов, вечный воин, а главный орган действия воинов - руки; Вишну - тот, кто поддерживает равновесие - связь с ногами, как опорой тоже бесспорна; Варуна - бог вод, а семя - главная жидкость организма; Митра же с ведических времен шел в паре с Варуной, и так органы опорожнения у нас рядом с репродуктивными органами.
"То, что находится внизу, соответствует тому, что пребывает вверху; и то, что пребывает вверху, соответствует тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи"
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)
Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти